Кислотные аккумуляторные батареи



Напряжение заряженного кислотного аккумулятора равно 2,2 в. При напряжении ниже 1,8 в нормальная работа аккумулятора нарушается. Аккумуляторная батарея напряжением 6 в состоит из трех аккумуляторов, соединенных: последовательно. Количество запасенной аккумулятором электроэнергии (его емкость), отдаваемой при разрядке от напряжения 2,2 в до напряжения 1,8 в, выражается в ампер-часах. Емкость в первую очередь зависит от размеров пластин. Наибольшее количество запасеннбй электроэнергии аккумуляторы отдают при разрядке малым током. Устройство и работа.рис. 98
Корпус 4 (рис. 98) мотоциклеткой кислотной аккумуляторной батареи имеет прямоугольную форму и сделан из эбонита, пластмассы или стекла. Корпус; разделен перегородками на три отсека. В каждом отсеке помещен отдельный аккумулятор, который закрыт крышкой, имеющей пробку и залитой сверху черной мастикой. В отсеках, наполненных электролитом, расположены положительные пластины 5 красновато-коричневого цвета и отрицательные пластины 6 серого цвета.
Между пластинами имеются легкопроницаемые для электролита перегородки — сепараторы 7. Их изготовляют из различных материалов: специально обработанной древесины, перфорированого целлулоида, мипора, хлорвинила, стекловолокна и др.
Пластина аккумулятора представляет собой решетку, отлитую из сплава свинца с сурьмой, отверстия в которой заполнены активной массой —пастой. Пасту для положительных пластин изготовляют из свинцового сурика, а для отрицательных пластин — из свинцового глета. Положительная пластина размещена между , двумя более прочными отрицательными пластинами. Отрицательных пластин всегда на одну больше, чем положительных. Пластины приварены к сборной шине (баретке), от которой наружу аккумулятора выходит токовыводящий штырь с клеммой 1 или перемычкой 3. На Дне отсеков имеются ребра, на которые опираются пластины. Между ребрами оседает осыпающаяся со временем активная масса. Ребра предохраняют соседние положительные, и отрицательные пластины от короткого замыкания, которое может быть вызвано осыпавшейся активной массой.
Сепараторы, не препятствуя циркуляции электролита и прохождению электрического тока, предохраняют разноименные пластины от короткого замыкания, удерживают активную массу от выпадения из ячеек решетки, обеспечивают плотную установку комплекта пластин в банке. В банках есть отверстия для заливки электролита, закрытые пробками 2. В пробке сделаны небольшие вентиляционные отверстия, которые пропускают газы, но задерживают электролит.
Зарядный ток вызывает химическую реакцию, протекающую снаружи пластин и во всех порах активной массы, в которые проник электролит. Реакция сопровождается образованием газов, усиливающимся по мере, увеличения зараженности батареи и очень бурным в конце заряда. Чем больше зарядный ток, тем больше образуется газов.
Если своевременно не уменьшить ток, то пузырьки газов не успеют выйти через поры пластин и будут разрыхлять активную массу, вследствие чего она начнет осыпаться.
Во время разрядки аккумуляторной батареи большим, током (например, при включении стартера или нити дальнего света) плотность электролита начинает уменьшаться (в первую очередь непосредственно около пластин). Электролит не успевает перемешиваться, интенсивность химической реакции ослабевает, уменьшается отдаваемый аккумуляторами ток, вращение стартера замедляется, накал ламп слабеет. Следует избегать чрезмерной разрядки батареи сильным током, но если это произошло, нужно прекратить за несколько минут разрядку, чтобы электролит в порах пластин успел перемешаться с электролитом во всем отсеке.
В табл. 2 дана характеристика аккумуляторных батарей. Цифра 3 (табл. 2) в наименовании отечественных мотоциклетных аккумуляторных батарей обозначает количество аккумуляторов в батарее; буквы МТ — что она мотоциклетная; дифры после букв характеризуют номинальную емкость в ампер-часах. Буква С указывает на пригодность батареи для питания стартера.
Емкость батарей при 10-часовой разрядке (табл. 2) в действительности меньше номинальной и составляет, например, у батареи З-МТ-7 6 а/ч, причем это значение емкости соответствует разрядке только небольшим током, который, в частности, потребляют лампы стояночного света мотоцикла. При 3-часовой разрядке током 1,4 а емкость уменьшается до 4,2 а-ч, а при 30-минутной разрядке током 5,6 а — до 2,8 а-ч.
Но и эта небольшая емкость получится только в том случае, если будут выполнены все правила ухода за исправной батареей. Поэтому не следует удивляться, если при неэкономном расходовании электроэнергии, например включения дальнего света на стоянке и при медленной езде, аккумуляторная батарея окажется разряженной.