Для двигателей спортивных мотоциклов используют бензол и толуол, а для двигателей с высокой степенью сжатия, устанавливаемых на гоночных мотоциклах, — этиловый (винный) и метиловый (крайне ядовитый древесный) спирт в чистом виде или ввиде различных смесей с бензином, бензолом, толуолом.
Особенно важными свойствами бензина являются детонационная стойкость и достаточно легкая испаряемость, обеспечивающие полное сгорание рабочей смеси с допустимой быстротой, легкий пуск и лучшую приемистость двигателя.
Детонация.
В некоторых условиях характер нормально начавшегося процесса сгорания внезапно изменяется, и пламя начинает распространяться с большой скоростью (1500- —2500 м/сек вместо 20—30 м/сек). При этом в камере сгорания возникают ударные волны, называемые детонационными. В результате Удара детонационной волны о стенки цилиндра и многократного отражения волны начинается вибрация стенок цилиндра, которая воспринимается как характерный металлический стук, ошибочно принимаемый за стук износившегося поршневого пальца. В случае детонационного сгорания (детонации) работа двигателя сопровождается повышением температуры головки цилиндра и иногда дымлением отработавших газов, снижением мощности двигателя и увеличением расхода топлива. При работе двигателя с детонацией резко сокращается срок службы деталей кривошипного механизма.
Возможность появления детонации увеличивается при повышении степени сжатия, отложения нагара на стенках камеры сгорания и на рабочих фасках клапанов, а также вследствие увеличения угла опережения зажигания, перегрузки и перегрева двигателя, обеднения горючей смеси и главным образом при низком качестве топлива.
Детонационная стойкость топлива оценивается его октановым числом. Чем выше октановое число, тем меньше возможность возникновения детонации. Для повышения детонационной стойкости к бензину добавляют антидетонатор — чаще всего этиловую жидкость темно-красного цвета. В ее состав входят тетраэтил-свинец, краситель и некоторые другие вещества. Этиловая жидкость окрашивает бензин в розовый цвет (это является признаком ядовитости бензина). Этилированный бензин может иметь также голубой или иной цвет, получающийся от добавления в него антидетонатора другой марки. Этилированный бензин ядовит, его нельзя подсасывать ртом при переливании шлангом и использовать для мытья деталей и рук. Ядовитое действие этилированного бензина обычно сказывается не сразу, а постепенно, по мере накапливания в организме ядовитого свинцового соединения. При несоблюдении необходимых мер предосторожности этилированный бензин разрушающе действует на человеческий организм и ведет к весьма тяжелым заболеваниям.
Пусковые свойства бензина.
Бензин испаряется тем интенсивнее, чем выше температура окружающего воздуха. В холодную погоду при пуске исправного двигателя в случае использования автомобильного бензина А-77 и А-80 вспышек может и не быть. При использовании легко испаряющихся бензинов (например, бензина А-92, АЗ-95) облегчается пуск двигателя и улучшается его приемистость, а также уменьшается коррозионный износ цилиндра. Бензин А-95 отличается от бензина А-92 только более высоким октановым числом.Выбор сорта бензина.
В технической характеристике мотоцикла указан бензин с минимальным октановым числом, который можно применять для двигателя. Двигатели дорожных отечественных мотоциклов рассчитаны на бензин с октановым числом 66—72. У автомобильного бензина А-80 октановое число может оказаться ниже обозначенного. Октановое число снижается при длительном хранении бензина, который при этом приобретает специфический неприятный запах. Такой бензин употреблять не рекомендуется, так как пуск двигателя будет затруднен, произойдет обильное нагарообразование и отложение смол на деталях, в двигателе возникнет детонация.
Заправка мотоцикла бензином с октановым числом, меньшим требуемого, нежелательна. При наличии этилированного и неэтилированного бензинов с одинаковым октановым числом предпочтение надо отдать неэтилированному бензину. Работа на бензине с большим содержанием этиловой жидкости, в особенности если он длительно хранился, вызывает ускоренное пригорание выпускных клапанов и освинцовывание изолятора свечи, зажигания.
Горючая смесь
Горючая смесь, поступающая в цилиндры двигателя, состоит из смешанных в определенных пропорциях паров бензина и воздуха. В зависимости от соотношения бензина и воздуха, различают нормальную, обогащенную, богатую, обедненную и бедную смеси. В нормальной горючей смеси на одну весовую часть бензина приходится 15 весовых частей воздуха. От состава горючей смеси зависят мощность двигателя и расход топлива (табл. 1).
Для различных режимов работы двигателя требуется горючая смесь различного состава, о чем будет сказано ниже. Горючая смесь требуемого состава приготовляется в карбюраторе. В нем смесь дозируется и начинается распиливание и испарение бензина. Этот процесс продолжается во впускном патрубке и цилиндре до воспламенения рабочей смеси.