Обслуживание аккумуляторной батареи



Полная емкость новой неработающей батареи сохраняется не более 2 лет. Дата выпуска батареи указана на перемычках.
Аккумуляторные батареи поставляются потребителям без электролита в незаряженном виде или с предварительно заряженными пластинами, о чем завод- изготовитель дает соответствующие указания. Перед установкой на мотоцикл батарею необходимо наполнить электролитом и зарядить в стационарных условиях (не на мотоцикле) постоянным током в соответствии с указаниями завода-изготовителя. Для подготовки батареи к эксплуатации и для обслуживания ее требуются аккумуляторная серная кислота, дистиллированная вода, кислотомер-ареометр в стеклянной трубке с резиновой грушей, амперметр, вольтметр.
При приготовлении электролита серную кислоту вливают в дистиллированную воду. Вливать воду в кислоту недопустимо, так как кислота будет сильно разбрызгиваться. Вливать в кислотные аккумуляторы растворы других кислот, кроме аккумуляторной серной кислоты, категорически запрещается. Лучше работают аккумуляторы при использовании дистиллированной воды. Можно, применять снеговую или дождевую воду, если она не стекала с металлической крыши и не была собрана в металлическую посуду. Смешивать небольшие количества серной кислоты и дистиллированной воды можно в стеклянной банке. Употреблять для этой цели металлическую (неспециальную) посуду запрещается, так как электролит станет не годным к употреблению и испортит аккумуляторы.
Плотность электролита измеряют с помощью ареометра (рис. 99, а). В колбу засасывают из аккумулятора необходимое для всплыванйя ареометра количество электролита. Деление, до которого погрузится шкала ареометра, показывает плотность электролита. Колбу надо держать так, чтобы ареометр не цеплялся за ее стенки.
Если плотность электролита измеряется при температуре, большей или меньшей 15° С, следует ввести температурную поправку к показаниям ареометра: при температуре примерно 30° С прибавить 0,01, а при температуре около —15° С вычесть 0,02.
Для приготовления электролита различной плотности при температуре 15 или 25° С требуется к 1 л воды добавить следующее количество аккумуляторной серной кислоты с плотностью 1,83:
В случае отсутствия мензурки электролит плотностью 1,12 можно приближенно получить, если смешать один объем серной кислоты и восемь с половиной объемов воды, а электролит плотностью 1,28 — один объем серной кислоты и три объема воды.
Для заполнения батареи З-МТ-7 нужно 0,300 л электролита, а батареи З-МТ-14 — 0,500 л. Чтобы приготовить 0,300 л электролита плотностью 1,12, требуется 0,034 л (меньше 0.25 стакана) серной кислоты.Рис. 99. Измерение плотности и уровня электролита
Вливая серную кислоту небольшой струей в воду, раствор перемешивают и, если он сильно нагревается, охлаждают до температуры 20—25°С. Горячий электролит портит пластины и сепараторы. При заливке охлажденного электролита в аккумуляторы его уровень проверяют с помощью стеклянной трубки или эбонитовой палочки. Стеклянную трубку 1 опускают в аккумулятор до упора (рис. 99, б). Верхнее отверстие трубки плотно закрывают пальцем и трубку вынимают. Высота столба жидкости в трубке показывает, насколько уровень электролита выше пластин или решетки. Этот уровень должен быть равен 10— 12 мм у батареи З-МТ-14 и 5 мм у батарей З-МТ-7 и З-МТР-10.
В чехословацких батареях уровень электролита должен быть на высоте первой перегородки, над пластинами. Плотность заливаемого в эти батареи электролита 1,28. Зарядку батареи можно начинать не ранее чем через 4 ч (батарею З-МТР-10 через 2 ч) после заливки электролита, чтобы пластины успели пропитаться электролитом.
Откладывать заряд батареи на сутки и более недопустимо во избежание сульфатации пластин.
Зарядка аккумуляторной батареи осуществляется с помощью какого-нибудь зарядного устройства, например германиевого или селенового выпрямителя, подключенного к осветительной сети. Положительную клемму батареи соединяют с положительной клеммой выпрямителя, а отрицательную клемму батарей — с отрицательной клеммой выпрямителя.
Полярность батареи, выпрямителя, генератора можно определить без приборов, опуская провода в подкисленную воду или используя картофелину. Около отрицательного провода в подкисленной воде интенсивно образуются пузырьки газа.
Если воткнуть в свежий срез картофелины два медных провода на расстоянии 2—3 мм один от другого и внимательно следить за ними, то можно увидеть, что около положительного провода картофелина начнет синеть.
Первую и повторные зарядки аккумуляторной батареи ведут в две ступени <(см. табл. 2). Например, первую зарядку батареи З-МТ-7 начинают током 1,0 а. По достижении напряжения 2,3— 2,4 в в каждом аккумуляторе ток уменьшают до 0,5 а и ведут окончательную зарядку в течение примерно 38 — 45 ч. Порядок зарядки других батарей (за исключением батареи 3-МТР-10) такой же. Величина зарядного тока указана в табл. 2. Температура электролита во время зарядки не должна быть выше 45° С; для охлаждения электролита зарядку прерывают. Продолжительность повторных зарядок составляет примерно 24 ч.
Аккумуляторная батарея З-МТР-10 выпускается с предварительно заряженными пластинами. Ее необходимо заполнить электролитом плотностью 1,28. Эту батарею в отличие от других мотоциклетных аккумуляторных батарей можно устанавливать на мотороллер без предварительной зарядки через 2 ч после заполнения электролитом.
При этом емкость батареи будет составлять 80% от номинальной. После первой зарядки до установки батареи на мотороллер, а также в случае установки батареи без предварительной зарядки надо проверить плотность электролита и привести ее к норме.
Чехословацкие батареи ЗМ7 и ЗМ14 при подготовке к эксплуатации следует заряжать током соответственно 0,35 и 0,7 а. Длительность первой зарядки примерно 50 ч. Зарядку надо вести до тех пор, пока напряжение на каждом элементе не будет равно 2,63—2,7 в. Плотность электролита заряженной батарей 1,28.
В процессе зарядки плотность электролита возрастает. Это указывает на то, что электрический ток нормально заряжает пластины. Плотность может увеличиваться медленнее. Если во время заряда плотность электролита будет больше 1,28, то отсасывают часть электролита и доливают дистиллированную воду. При плотности электролита меньше 1,28 не следует до окончания зарядки доливать электролит с большей плотностью, так как возрастание плотности будет продолжаться до конца процесса. Признаками конца зарядки являются обильное выделение газа («кипение» электролита) и прекращение увеличения напряжения и плотности электролита в течение 2 ч. Под влиянием температуры напряжение в конце зарядки может несколько изменяться, но должно быть в пределах 2,35—2,7 в на каждый аккумулятор. В конце зарядки путем добавления воды или электролита приводят плотность его в батарее в соответствие с данными табл. 3.
Однако не следует опасаться разрыва аккумуляторных банок из-за замерзания электролита. Опыты показали, что даже раствор серной кислоты плотностью 1,15 (как у полностью разряженной батареи) при температуре — 40° С имел желеобразную консистенцию и его еще можно было перемешивать. Только, раствор плотностью 1,02 при температуре —40° С становился твердым. Наблюдаемые иногда трещины банок и мастики зимой объясняются хрупкостью материалов при низких температурах.
До установки на мотоцикл новую батарею подвергают двум-трем тренировочным зарядкам-разрядкам: режим зарядки в две ступени, разрядка по 10-часовому режиму (см. табл. 2).
Степень заряженности аккумуляторной батареи определяют по плотности электролита (табл. 3). Для этого необходимо знать плотность электролита аккумуляторов при полностью заряженном состоянии. Если она неизвестна, то измерять плотность электролита для определения степени заряженности батареи бесполезно.
На зарядных станциях степень заряженности проверяют по плотности электролита, а также нагрузочной вилкой с вольтметром. Нагрузочную вилку используют обычно работники мастерской, так как им неизвестно, как работала батарея в эксплуатации.
При отсутствии приборов степень заряженности батареи можно приближенно определить по яркости накала ламп, силе звука сигнала и интенсивности проворачивания стартером коленчатого вала двигателя. О емкости аккумуляторной батареи, когда она заряжена, можно судить по падению напряжения, нагружая ее кратковременно достаточно большим током. Если при включении зажигания, лампы дальнего света, заднего фонаря электрический сигнал звучит громко, значит емкость батареи достаточна. Это не относится к стартерной батарее, которая должна при достаточной емкости обеспечивать повторное интенсивное прокручивание коленчатого вала холодного двигателя.
Уход за батареей заключается в поддержании чистоты, нормального уровня и соответствующей плотности электролита, надлежащей заряженности и в предохранении батареи от механических повреждений. При понижении уровня электролита в батарею доливают дистиллированную воду. Только в том случае, если электролит вылился, в батарею доливают электролит той же плотности. Нельзя допускать разряда батареи более чем на 50% летом и на 25% зимой; ежемесячно следует подзаряжать батарею от стационарного источника тока. Только тогда батарея будет выдерживать нагрузку. Так, зимой у батареи, охлажденной до температуры —18° С, емкость составляет всего 60% от ее емкости при температуре 15° С. Ежемесячную подзарядку батареи производят током второй ступени до признаков, свидетельствующих о конце зарядки. Один раз в три месяца следует подвергать батарею контрольно-тренировочному циклу (подзарядка, разрядка и зарядка); зарядку производят в две ступени, разрядку — током по 10-часовому режиму.
При обращении с аккумуляторной батареей необходимо соблюдать осторожность.
К батарее с открытыми пробками нельзя приближать открытое пламя или искрящие провода, так как они вызовут сильный взрыв. При попадании серной кислоты на кожу необходимо нейтрализовать ее 10%-ным раствором соды или нашатырного спирта.