Увеличенный зазор вызывает усиленный стук в механизме газораспределения и несколько ускоряет его износ. Уменьшенный зазор (а тем более отсутствие зазора) недопустим, так как при этом нарушается плотность посадки клапана в гнездо и происходит быстрое обгорание клапана и гнезда.
Зазор регулируют на горячем или на холодном двигателе, по указанию завода. Например, зазоры у впускного и выпускного клапанов двигателей мотоцикла М-62 (зазор 0,05 мм) и двигателей мотоциклов К-750 и М-72 (зазор 0,1 мм) регулируют на холодном двигателе.
Если заводские указания неизвестны, можно установить зазор 0,1—0,15 мм на холодном двигателе и затем прогреть его. Если зазор увеличится, надо оставить прежнюю регулировку. Если же зазор уменьшится, то нужно повторить регулировку на горячем двигателе, тем самым будет исключена возможность устранения зазора. Однако во йсех случаях менее серьезные нарушения в работе газораспределительного механизма наблюдаются при увеличении зазора.
Нужно учитывать также, что зазор у впускного и выпускного клапанов может быть одинаковым или у выпускного клапана несколько большим. Во время регулировки зазора поршень должен быть установлен в в. м. т. в конце такта сжатия. Повторные регулировки необходимо производить при одном и том же положении поршня. При других положениях поршня зазор может измениться.
Для облегчения установки поршня в в. м. т., а также для установки зажигания, желательно сделать в картере маховика, около левого карбюратора, отверстие диаметром 15—20 мм, закрываемое резиновой пробкой, а на маховике — риску, соответствующую в. м. т. (мотоциклы К-750, М-62 и др.)
Дл,ц регулировки зазора у большинства верхнеклапанных двигателей (в частности, у двигателя мотоцикла М-62) ослабляют контргайку 5 (см. рис. 42, а) винта 4, ввернутого в плечо коромысла клапана. Затем устанавливают винтом зазор по щупу. При завертывании контргайки 5 винт 4 следует держать гаечным ключом. У мотоцикла М-62, прежде чем снять крышку головки цилиндра для регулировки зазора, надо подставить под крышку посуду для стока масла.
Для регулировки зазора у нижнеклапанных двигателей (на-~пример, мотоцикл К- 750), а также двигателей мотоциклов старых моделей одним ключом удерживают за грани толкатель, а другим ключом отвертывают контргайку 7 (см. рис. 42, б) регулировочного винта. Вращая регулировочный винт, устанавливают требуемый зазор по щупу 6 и осторожно контрят винт гайкой. Щуп 6 должен перемещаться в зазоре с ощутимым усилием. Нельзя регулировать зазор на ощупь, даже квалифицированные механики пользуются щупами.