Способы регулирования состава горючей смеси

Для пуска двигателя нужна богатая горючая смесь, так как жидкое топливо в холодном двигателе испаряется плохо. Поэтому в смесительную камеру карбюратора требуется подать большое количество бензина, тогда содержание паров бензина в горючей смеси будет достаточным для ее воспламенения. Во время прогрева двигателя на холостом ходу при приоткрытом дроссельном золотнике, когда давление сжатия в цилиндре невелико, для бесперебойного чередования вспышек также требуется богатая смесь.
Экономичная работа двигателя достигается при обедненной или нормальной горючей смеси. Такая смесь необходима при средних положениях дроссельного золотника потому, что большую часть времени двигатель работает с частично открытым дроссельным золотником.
Для получения максимальной мощности необходимы полное открытие дроссельного золотника и обогащенная смесь.
При переходе с режима холостого хода на режим нагрузок для бесперебойной работы двигателя, а также при резком открытии дроссельного золотника требуется кратковременное дополнительное обогащение смеси. Это объясняется тем, что скорость воздуха, проходящего через карбюратор, увеличивается быстрее, чем истечение бензина из жиклера и распылителя, и смесь резко обедняется, вследствие чего возникают перебои в работе двигателя.
Для регулирования состава горючей смеси на всех режимах работы двигателей мотоциклов применяются различные устройства. С помощью их автоматически, путем торможения истечения топлива из большого жиклера, обеспечивается требуемый состав горючей смеси. В карбюраторах, получивших наибольшее распространение, применяются два основных способа торможения — механическое и пневматическое (рис. 66).рис 66 Схема карбюратора с механическим и пневматическим торможением  топлива
Механическое торможение осуществляется с помощью дозирующей (конусной) иглы 2; которая вдвигается в трубку распылителя 3 и выдвигается из нее. При этом кольцевая щель между иглой и стенкой трубки соответственно уменьшается или увеличивается, в большей или меньшей степени притормаживая истечение топлива из трубки. Трубку с перемещающейся в ней конусной иглой можно рассматривать как жиклер переменного сечения. Дозирующую иглу в большинстве карбюраторов прикрепляют к дроссельному золотнику 1, и она проходит через диффузор смесительной камеры. В некоторых карбюраторах дозирующая игла установлена вне диффузора, в отдельном колодце.
Пневматическое торможение осуществляется с помощью канала 4, по которому к распылителю поступает небольшое количество воздуха, проходящего через карбюратор. Это снижает разрежение у распылителя и в нем образуется эмульсия бензина с воздухом, которая занимает больший объем, чем бензин. В результате уменьшения разрежения и эмульсирования бензина истечение его из жиклера 5 затормаживается. Пневматическое торможение применяется в дозирующей системе главного жиклера и у жиклера холостого хода.
В карбюраторах мотоциклов использованы механический и пневматический способы торможения бензина в сочетании с диффузором переменного сечения. Чем больше диффузор, тем беднее смесь; чем меньше диффузор, тем богаче смесь. Большое влияние на состав смеси оказывает величина скоса на передней части дроссельного золотника. Чем больше скос, тем смесь беднее; чем меньше скос, тем смесь богаче. Скос на золотнике влияет на состав смеси в пределах 0.25 максимального подъема золотника (см. рис. 75, а). Иногда скос на дроссельном золотнике заменяют отверстием, просверленным на передней стенке дроссельного золотника.
Для сильного обогащения горючей смеси во время пуска двигателя на большинстве мотоциклетных карбюраторов имеется кнопка 6 (см. рис. 66) утопителя поплавка. При нажатии на кнопку 6 поплавок с запорной иглой опускаются и уровень бензина в поплавковой камере поднимается. Если удерживать поплавок утопленным, то будет происходить фонтанирование бензина из жиклера под напором бензина в баке. При пуске двигателя кратковременным нажатием на кнопку 6 утопителя воздух, проходя через карбюратор, захватывает бензин с большой поверхности, а при длительном нажатии захватывает еще и фонтанирующий бензин.
Для работы двигателя на холостом ходу и при малых нагрузках в карбюраторах имеется система холостого хода. Она состоит из жиклера холостого хода, распылительных каналов и двух регулировочных винтов. Винт качества смеси регулирует поступление воздуха к жиклеру холостого хода. Винтом количества смеси при работе двигателя на холостом ходу регулируют величину щели под закрытым дроссельным золотником для воздуха, поступающего в двигатель.
Неполную и полную мощность получают соответственно при средних положениях и полном открытии дроссельного золотника, когда работает главная дозирующая система (главный жиклер 5 и распылитель 3 с дозирующей иглой 2). При средних положениях дроссельного золотника количество расходуемого топлива дозируется кольцевой щелью между конусной иглой и стенками распылителя. При полном открытии дроссельного золотника, когда только конец иглы остается в распылителе, пропускная способность кольцевой щели в распылителе становится больше пропускной способности главного жиклера, и количество топлива, проходящего через главную дозирующую систему, дозируется преимущественно главным жиклером. Одновременно с этим кольцевая щель все же оказывает небольшое тормозящее воздействие на истечение топлива.
Для временного обогащения горючей смеси, например, во время пуска и прогрева двигателя, а также для других случаев, па карбюраторах многих типов установлен воздушный или бензиновый корректор. Воздушный корректор представляет собой небольшую заслонку, расположенную в диффузоре. При опускании заслонки частично перекрывается путь для воздуха, идущего в диффузор, разрежение в нем усиливается и истечение топлива возрастает. Таким способом смесь обогащают примерно на 30%. Бензиновый корректор — это конусная игла в жиклере, управляемая рычажком с тросом. Бензиновый корректор обогащает смесь на 15—20%. Воздушный корректор, обогащая смесь, увеличивает сопротивление, карбюратора и, следовательно, препятствует получению наибольшей мощности. Бензиновый корректор этого недостатка не имеет.
Для уменьшения количества воздуха, поступающего при пуске в холодный двигатель, перед карбюратором устанавливают воздушную заслонку различных типов.
Удовлетворительная приемистость мотоциклетного двигателя обеспечивается большинством карбюраторов с диффузором и жиклером переменных сечений без дополнительных приспособлений.
В некоторых карбюраторах мотоциклов для улучшения приемистости двигателя используют ускорительный насос, связанный механически с дроссельным золотником. При резком открытии дроссельного золотника подпружиненный поршень насоса впрыскивает струю бензина через распылитель в диффузор. Чтобы при каждом открытии дроссельного золотника не происходило резкого увеличения тягового усилия, поршень насоса установлен в цилиндре с большим зазором (в некоторых случаях применяют специальный клапан). Поэтому при плавном открытии дроссельного золотника впрыска не происходит, так как бензин проходит через зазор (или клапан) и стекает обратно вниз цилиндра насоса. При применении ускорительных насосов тяговое усилие повышается незначительно, поэтому эти насосы используют редко.