Аккумуляторную батарею можно заряжать только постоянным током. Для выпрямления переменного тока осветительной сети применяют германиевые, селеновые и другие полупроводниковые выпрямители.
Для зарядки мотоциклетной аккумуляторной батареи достаточен выпрямитель малой мощности, обеспечивающий выпрямленный ток 0,5—3 а при напряжении не меньше 8 в. При наличии выпрямителя облегчается содержание в исправности аккумуляторной батареи.
Селеновый выпрямитель ВЗМ (рис. 101, а) предназначен для зарядки мотоциклетных аккумуляторных батарей от сети переменного тока с напряжением 110 и 220 в; выпрямленный ток 0,7 а. Выпрямитель изготовлен по двухполупериодной схеме (рис. 101, б), имеет трансформатор с выводом от средней точки вторичной обмотки. В цепь зарядки включено сопротивление, ограничивающее ток, и сигнальная лампа МН-11 (2,5 в, 0,8 а). При разряженной батарее свечение лампы яркое; по мере зарядки батареи свечение ослабляется.
Нетрудно своими силами изготовить выпрямитель, обеспечивающий выпрямленный ток большей величины. Селеновый выпрямитель состоит из понижающего сетевое напряжение силового трансформатора и селенового столбика. Желательно, чтобы у выпрямителя было приспособление для регулировки зарядного тока и амперметр. Имеются также селеновые выпрямители без трансформатора с конденсаторами.
Выпрямительные шайбы 1 (рис. 102, а), из которых состоит селеновый столбик, делают из стали или алюминия. Алюминиевые шайбы лучше охлаждаются и надежнее работают. Стальные шайбы никелированы (слой 2). На одну сторону шайбы нанесен слой селена 3. На слой селена нанесен распылением слой легкоплавкого металла 5. Эта сторона шайбы имеет шероховатую поверхность.
Между селеном и легкоплавким металлом образуется тонкий слой 4, являющийся запорным. Процесс выпрямления происходит вследствие наличия этого слоя. К слою 5 металла прижата латунная пружинная шайба 7. Шайбы окрашены защитной краской.
Если к шайбе 1 приложить переменное напряжение, то при положительном его значении на стали или алюминии и отрицательном значений на слое 5 шайба обладает хорошей проводимостью, и в цепи в прямом направлении потечет электрический ток.
При перемене знака напряжения сопротивление шайбы резко возрастает, и в обратном направлении может протекать только очень малый ток. Практически можно считать, что в обратном направлении ток не проходит.
Выпрямитель с мостиковой схемой позволяет регулировать зарядный ток с помощью выводов вторичной обмотки трансформатора. Выпрямительный селеновый столбик, собранный для мостиковой схемы выпрямления, представляет собой ряд шайб, расположенных в определенном порядке (рис. 102, б), на некотором расстоянии одна от другой на изоляционной трубке. Внутри трубки проходит стягивающая шайбой шпилька с гайками, служащая также для крепления столбика. Выпускаются шайбы различных диаметров. В табл. 4 приведены значения тока нагрузки для селеновых шайб.
Допустимое напряжение на одну шайбу диаметром до 45 мм равно 16 — 18 в при большем диаметре 14 — 16 в. Температура шайб при работе не должна превышать 70° С; желательно, чтобы шайбы были только слегка теплыми.
Выпрямитель, сделанный по мостиковой схеме (рис. 103), обеспечивает двухполупериодное выпрямление. Работа его происходит следующим образом. В один полупериод переменного напряжения ток в цепи от верхнего конца вторичной обмотки трансформатора идет через селеновую шайбу 1, аккумуляторную батарею (нагрузку), селеновую шайбу 3 и возвращается к нижнему концу вторичной обмотки трансформатора. В следующий полупериод ток идет от нижнего конца вторичной обмотки трансформатора через селеновую шайбу 2, аккумуляторную батарею (нагрузку), селеновую шайбу 4 и возвращается к верхнему концу вторичной обмотки трансформатора.
Зарядный ток регулируют переключением выводов вторичной обмотки трансформатора (можно и первичной), а если их нет, то с помощью сопротивления, которым может служить последовательно включенная в сеть соответствующая лампа, одновременно являющаяся и сигнальной лампой заряда. Вместо селеновых, шайб используют германиевые выпрямители—диоды очень малого размера, например, КД- 202 и КД-207, пропускающие ток 2,3 а (рис. 102, и), или другие, рассчитанные на большой ток. При мостиковой схеме четыре таких диода пропустят ток 4,6 а, а восемь, соединенных по два параллельно, — ток 17,2 а. Однако можно специально не изготовлять силовой трансформатор, а использовать соответствующий трансформатор (например, от елочных лампочек, от старых радиоприемников) или автотрансформатор бытового назначения. При использовании автотрансформатора для получения низкого напряжения можно намотать на его катушку дополнительную обмотку, состоящую из нескольких десятков витков проволоки, или подключить потребители к тем выводам основной обмотки трансформатора, которые припаяны к веерообразно расположенным отверстиям. Среди них находят пару, дающую требуемое напряжение (8—10 в).