Конструкторы советских мотоциклов

Пётр Владимирович Можаров

??????? ?.?
П.В. Можаров родился 7 сентября 1888 года. Он был конструктором, инженером. Первые мотоциклы «ИЖ» создал именно он.
Его отец был управляющим спиртзаводом, родился инженер в селе Саюкино. После учёбы в училище, Пётр Можаров уехал в Германию для того, чтобы продолжить учёбу. До 1914 года, он учился в университете города Лейпциг.
После получения образования в Германии, в 1915 году П.В. Можаров  вернулся в Россию и начал работать на пороховом заводе в Тамбове, где он проработал до 1924 года.
В 1924 году П.В. Можаров устроился на работу инженером по теплотехнике на Ижевских стальзаводах.
Через 3 года, в 1927 году Пётр Владимирович предложил начать выпуск мотоциклов на Ижевском заводе. И уже осенью он отправился в командировку, для того, чтобы получить опыт за границей.
В 1928 году он начал проектировать мотоцикл. И к октябрю того же года конструирование тяжёлого советского мотоцикла было успешно завершено.
В следующем 29-м году, в январе Можарова назначили руководителем мотоциклетной секции. В состав секции входило 20 рабочих и 9 инженеров. Весной 1929 года был собран первый мотоцикл ИЖ-3Осенью этого года в Ижевске собрали первый образец ИЖ-1. Также в это же время завершалась сборка новых ижевских мотоциклов ИЖ-2ИЖ-4 и ИЖ-5.
Можаров ИЖ
В том же 1929 году Пётр Владимирович Можаров переехал работать в Ленинград, в Тремасс. В 1930 году было начато первое серийное производство в Советском Союзе, мотоциклов Тремасс-300.
В 1931 году, Можаров начал работать в Научном автотракторнам институте.  В следующем году Пётр Владимирович закончил работу над чертежами первого серийного военного мотоцикла СССР, который получил название НАТИ-А-750(ПМЗ-А-750).
Уже в следующем году конструктор вернулся в Москву и там помогал Подольскому заводу осваивать серийное производство военных мотоциклов.
В 1934 году Можаров получил путёвку в санаторий, для отдыха в Сочи. К сожалению, 11 марта 1934 года семья Петра Можарова получила телеграмму , в которой было написано, что известный советский конструктор закончил жизнь самоубийством.


Александр Александрович Лейтнер


Лейтнер
А.А. Лейтнер — известный российский конструктор, предприниматель.
Родился он в 1864 году в Курляндии. Его с детства интересовала современная техника, достижения того времени. Александр Александрович учился в училище, чтобы подкрепить свои знания о технике.
Затем, чтобы получать необходимые навыки он отправился в Ригу. Работал он в мастерской Раше. Чтобы получить ещё больше знаний и опыта Лейтнер отправился в долгую поездку по главным центрам производства велосипедов в Европе. Начало увлечения стратегией по производству велосипедов стало путешествие в английский город Ковентри. После посещения этого индустриального центра Лейтнер овладел всеми нужными навыками для освоения технологии производства велосипедов.
В 21 год молодой Александр Александрович вернулся в Ригу, где открыл первое в истории Российской империи производство велосипедов. У Лейтнера было всего четверо рабочих. Они собрали 19 пробных велосипедов, которые успешно были проданы и принесли небольшую прибыль.
Велосипед получил прозвище «паук» из-за того, что переднее колесо было намного больше, чем заднее. На поворотах можно было упасть, но велосипед  развивал очень даже неплохую скорость. Велосипед получил название «Россия». Производство велосипеда доходило до 20 экземпляров в год. В 1890 году предприятие было расширено и перемещено на Суворовскую улицу. Спрос был высоким на эти велосипеды.
В том же 1890 году, Александр Лейтнер решил сделать из фабрики крупное предприятие «Россия«. Количество производимых моделей резко возросло и доходило до 500 велосипедов в год.
В 1895 году Лейтнер испытывал свой первый велосипед с двигателем. За пять лет объёмы производства возросли до 2000 велосипедов в год. И снова предприятие сменило место, оно было перенесено на Александровскую улицу, а число рабочих составляло около 300 человек.
После того, как Александр Александрович провёл испытание велосипеда с двигателем, он пришёл к выводу, что транспортные средства, приводимые в движение благодаря силе ног уже устаревают, начинается век транспорта, который имел двигатель.
В 1901 году в Глазго проходила выставка, на ней Лейтнер представил первый автомобиль, собранный в России. Импортными на автомобиле были только узлы. Было собрано всего 7 таких автомобилей.
Также российский конструктор хотел создавать вместе с французской фирмой «De Dion-Bouton» грузовые автомобили, однако из-за того, что процесс изготовления был слишком трудоёмким, он от этой идеи отказался.
В 1903 году он собрал первый российский мотоцикл под названием «Россия«, который выпускался серийно, однако сохранился только один такой мотоцикл, который отреставрировал Рамба Ю.
Изделия, собранные на предприятии Лейтнера пользовались отличным спросом в Бельгии, Германии, Финляндии. Такое удачное ведения бизнеса осуществлялось благодаря правильному и расчётливому расходу средств, а также внедрение самых новых технологий в производство.
Однако то, что производилось Лейтнером имело большую цену и поэтому в 1900-1905 годы было очень сложно продавать продукцию. Так как покупатель мог выбирать также иностранные модели, которых к тому времени в России было уже много. К счастью, велосипедов эта проблема не касалась и они успешно продавались на рынке.
Производство велосипедов к началу Первой мировой войны составляло более 5000 велосипедов в год.
Александр Александрович Лейтнер считается основоположником мотоциклетного строения в России.
Этой великий человек внёс огромный вклад в развитие велосипедного и  мотоциклетного производства в России.