Ремонт направляющей втулки клапана

При образовании между клапаном и направляющей втулкой большого зазора, превышающего у впускного клапана 0,, 2 мм и у выпускного клапана 0,25 мм, рекомендуется заменить направляющую втулку и клапан. Небольшое увеличение зазора не приведет к повреждению двигателя, а вызывает только несколько усиленный шум при его работе. При большом увеличении зазора клапан плохо центрируется в гнезде и быстро обгбрает. Кроме того, возможно небольшое подсасывание масла в цилиндр через направляющую втулку впускного клапана. Отработавшие газы, проникая внутрь картера через втулку выпускного клапана, загрязняют масло.
Несменную направляющую втулку у нижнекяапанных двигателей обрабатывают разверткой под клапан с утолщенным стержнем. Изношенную сменную втулку выпрессовывают (рис. 53, а) и заменяют новой, а не развертывают, так как такая втулка, особенно у верхнеклапанных двигателей, имеет резко выраженный односторонний износ, и при развертывании отверстие становится не соосным гнезду. Запрессовывают втулку (рис. 53, б) в отверстие с помощью вспомогательного болта и .отрезков труб.
При отсутствии запасной втулки направляющую втулку изготовляют из бронзы. Втулка, изготовленная из чугуна, менее износостойка и ухудшает охлаждение клапана.рис. 53
Зазор между стержнем Клапана и новой втулкой должен составлять не менее 0,66— 0,08 мм. При уменьшении зазора клапан может во время работы заклиниться в направляющей втулке и не опуститься в гнездо. Заклинивание клапана у верхнеклапанного двигателя сопровождается ударом поршня по. клапану, что вызывает очень серьезные повреждения. У нижнеклапанного двигателя заклинивание клапана особой опасности не представляет.
При изготовлении втулку желательно расточить, развернуть и обточить на оправке, так как необходимо точное соблюдение соосности. После замены или развертывания направляющей втулки следует проверить соосность клапана его гнезду с помощью конусной шарошки.