Приборы освещения



К приборам освещения мотоцикла относятся: фара, задний фонарь, боковой габаритный фонарь коляски, задний световой стоп-сигнал, фонарь прожекторного типа, переносной фонарь и т. п. Лампы малой мощности применяются на мотоцикле для сигнализации об исправной работе генератора, о давлении в системе смазки двигателя, нейтральном положении коробки передач и т. п. Для включения и выключения ламп применяются выключатели разнообразных типов.
Цепи ламп включены в электропроводку через плавкие предохранители для предупреждения воспламенения проводов и повреждения аккумуляторной батареи и генератора в случае короткого замыкания. Фара состоит из следующих основных частей (рис. 122, а): корпуса 1, отражателя 4 (рефлектора), рассеивателя 3 (рифленого стекла), держателя 5 ламп, ободка 2 и ламп 6,7 и 8.
Внутренняя поверхность отражателя обычно покрыта тонким слоем алюминия и слоем лака. У двухнитевой лампы 6 с фланцевым или иного типа цоколем, установленной в глубине отражателя, нить дальнего света находится в фокусе отражателя и дает пучок параллельных лучей, а нить ближнего света, обычно менее мощная, помещенная не в фокусе, — расходящийся менее ослепляющий пучок лучей. Внизу в отражателе помещена лампа 7 стояночного света, а снаружи сверху — лампа 8 освещения спидометра. Обычно для фары применяют двухнитевую лампу 32 и 21 Вт и лампу 1—2 Вт стояночного света. Между стеклом и отражателем имеется уплотняющая прокладка.
К корпусу прикреплен с помощью ободка рассеиватель.
Фары имеют собственный корпус или их оптическая часть размещена в корпусе, выштампованном в кожухе верхней части передней вилки. В корпусе фары некоторых мотоциклов помещены центральный переключатель 9 с замком, зажигания, спидометр (приводимый, во вращение гибким валом), переключатель ближнего и дальнего света, селеновый выпрямитель, дроссель, контрольные лампы и т. д. (рис. 122, б). Переключение нитей ближнего и дальнего или дальнего и стояночного света в лампах осуществляется с помощью переключателя, помещенного в фаре (рис. 123, а) и управляемого посредством троса рычажком, расположенным на руле, или электрическим переключателем, установленным на руле (рис. 123, б и в).
Кроме того, для получения ближнего и дальнего света можно изменять наклон отражателя фары, соединенного тросом с рычажком на руле.
На мотоциклах применяются также и так называемые фары-лампы, используемые на автомобилях. Фара-лампа представляет собой большую лампу размером с обычный оптический элемент, с внутренней параболической поверхностью, покрытой тонким слоем алюминия, и нормальным рассеивателем. Вследствие высоких качеств отражателя, находящегося в герметичной колбе, фары-лампы характеризуются большой силой света при меньшем расходе электроэнергии.
При необходимости регулировки света фар изменяют наклон фары по положению светового пятна на экране.
Мотоцикл устанавливают перед стеной — экраном. Расстояние между фарой и экраном у мотоциклов М-62«Урал», «Ковровец-175В» и мотороллеров должно быть равно 10 м, а у мотоциклов ИЖ-56,
ИЖ «Юпитер» 7,5 м. При этом у мотоциклов М-62 «Урал» и мотороллеров указанное расстояние отсчитывают от стекла фары, а у мотоциклов «Ковровец-175А», ИЖ-56 и ИЖ «Юпитер» — от болтов крепления фары. Центр светового пятна должен быть расположен на экране на высоте центра стекла фары у мотоциклов М-61 и «Ковровец-175А», ниже центра стекла на 75 мм у мотоциклов ИЖ-56 и ИЖ «Юпитер» и на 80—100 мм у мотороллеров.
Задний фонарь (см. рис. 122, в) мотоцикла снабжен красным рассеивателем, а также имеет вырез для освещения номерного знака. На случай перегорания лампы красный рассеиватель у некоторых фонарей имеет с тыльной стороны призматические выступы и служит отражателем. Поэтому при попадании на такой фонарь света фар он отражается и фонарь кажется зажженным.
Задний световой стоп-сигнал автоматически загорается при нажатии на педаль тормоза. Лампа стоп-сигнала помещена в отсеке заднего фонаря. Для включения стоп- сигнала применяются простейшие включатели с механическим приводом или гидравлическим (при гидравлическом приводе тормоза).
Включатели с механическим приводом разнообразны. Простейший включатель, применяемый на мотоциклах завода Ява, показан на рис. 124, б. У включателя мотоциклов К-750 и ИЖ «Юпитер» (рис. 124, а) при нажатии на тормозную педаль кулачок на оси освобождает подпружинный толкатель 1. При этом кольцевой контакт 5 замыкает боковые контакты 4 лампы стоп-сигнала. При возвращении педали в исходное, положение кулачок нажимает на подпружиненный толкатель, и стоп-сигнал выключается. Включатель крепят и регулируют с помощью резьбового конца 2 корпуса и контргайки 3. В гидравлическом включателе, устроенном примерно так же, тормозная жидкость давит при торможении на резиновую диафрагму, которая металлическим диском замыкает боковые контакты стоп-сигнала, соединенные с лампой.
Вместо двух габаритных фонарей на колясках иногда устанавливают один фонарь сверху щитка колеса. Такой фонарь, кроме обычного рассеивателя, имеет сзади красный рассеиватель.
Безопасность езды на мотоцикле, в особенности если он имеет прицепную коляску, повышается ири оборудовании мотоцикла электрическими указателями поворота. Для указателей поворотов используют различные фонари, а также боковой фонарь коляски и лампу стоп-сигнала, включенный через электромагнитный прерыватель указателей поворота РС-57B (от автомобиля «Москвич-407») и соответствующий переключатель (рис. 125). Мощность ламп фонарей указателя поворота должна быть достаточно высокой (около 20 вт). Мотоциклисты применяют различные самодельные прерыватели на полупроводниках. Стоимость их выше обычных. Однако при установке таких указателей можно использовать лампы меньшей мощности.
Ниже указана мощность применяемых для мотоциклов шестивольтных ламп:
Цоколь ламп 1 и 2 Вт миниатюрный, ламп 3 и 15 Вт — малый. Однонитевые лампы имеют одноконтактный цоколь. У двухконтактной двухнитевой лампы 32—21 Вт фланцевый цоколь применяется для обеспечения точной установки нити дальнего света лампы на оптической оси в фокусе отражателя.
Конструкции включателей и переключателей света разнообразны. Разборка их во время эксплуатации не предусмотрена и обычно не требуется. Простейший включатель показан на рис. 126, а.
Центральный переключатель света, совмещенный с замком зажигания и размещенный в фаре (рис. 126, б), установлен на мотоциклах М-61, К-750, ИЖ «Планета», ИЖ «Юпитер» и на многих мотоциклах прежних выпусков. На штыре ключа 1 замка зажигания имеются кольцевые канавки 2, в которые входит шарик фиксатора замка. Ключ, вставленный в замок до первого щелчка, удерживается от выпадения фиксатором. Когда ключ вставлен в замок полностью, включаются зажигание, электрозвуковой сигнал и загорается контрольная лампочка генератора, а также (если предусмотрена, соответствующая сигнализация) зеленая лампа, сигнализирующая о нейтральном положении коробки передач.
При этом штырь ключа замыкает пружинную шину 5 с контактом 4, соединяя тем самым катушку зажигания с клеммой 30/51, к которой подключена аккумуляторная батарея.
При повороте ключа вправо и влево включаются те или другие потребители. Например, у мотоцикла М-61 при повороте ключа влево (у мотоцикла К-750 вправо) через переключатель света включаются нить дальнего света двухнитевои лампы или лампа стояночного света, а также задний и габаритные фонари; при повороте вправо — нить ближнего света двухнитевои лампы, задний и габаритные фонари. У мотоцикла М-62 «Урал» через переключатель света включается ближний или дальний свет фары.
У мотоциклов ИЖ «Планета» и ИЖ «Юпитер» при повороте ключа влево через переключатель света включаются нити дальнего или ближнего света двухнитевои лампы, задний фонарь и фонарь коляски; при повороте-вправо — лампа стояночного света и фонари. Однако направление поворота ключа может быть и иным.
Переключение с дальнего света на стояночный, т. е. резкий переход от яркой освещенности дороги к темноте, вызывает ослепление водителя. Поэтому правила движения указывают на необходимость включать после дальнего света ближний, а не стояночный свет. На тех мотоциклах, на которых переключателем света включают после дальнего света стояночный, рекомендуется соединить провода так, чтобы после дальнего света включался ближний. Однако для того чтобы избавиться от необходимости протягивать руку к фаре, удобно установить дополнительный переключатель. В этом случае при движении мотоцикла можно, не отрывая рук от руля, переключать на шоссе дальний свет на ближний, а в городе ближний свет — на стояночный. Такое переключение применено, в частности, у автомобиля «Волга».
При кратковременной стоянке в ночное время для включения лампы стояночного света, задних и габаритных фонарей поворачивают ключ в соответствующую сторону и в этом положении вынимают из замка.
На панели центрального переключателя света мотоциклов различных выпусков имеются цифровые и буквенные обозначения клемм для соединения с одноименными клеммами соответствующих приборов. Использование двухзначных цифровых обозначений объясняется тем, что они заимствованы из применявшейся общей системы обозначений электрооборудования автомобилей, введенной немецким заводом Бош. Буквенные (в скобках цифровые) обозначения клемм расшифровываются следующим образом: Б (30/51) — аккумуляторная батарея и клемма (51) реле-регулятора; М (31) — масса; Ф (58) — задний фонарь и габаритные фонари; Р (54) — резервная клемма, используемая для включения электросигнала, когда его работа не должна зависеть от включения зажигания; СС (55) — стояночного света (иногда используемая для ближнего света); П (56)—переключатель дальнего и ближнего или дальнего и стояночного света; Я (61) — якорь генератора; 3С (15, 54) — зажигание и сигнал.
Для мотоциклов выпускаются электрозвуковые сигналы постоянного и переменного тока. Мотоциклетные сигналы постоянного тока рассчитаны на ток примерно 2—3 а. Несколько отличаясь один от другого конструкцией отдельных деталей, сигналы имеют следующее устройство (рис. 127). В металлическом или пластмассовом корпусе 8 установлен электромагнит, состоящий из сердечника 9 и обмотки 10. Над электромагнитом находится мембрана 7 с якорем 6, зажатая между корпусом 8 и крышкой 4. С-наружной стороны на мембране укреплен металлический диск 5. В цепи обмотки 10 электромагнита имеется прерыватель; параллельно контактам 3 прерывателя включен конденсатор.
При замыкании кнопкой цепи электрозвуковой сигнал — аккумуляторная батарея якорь с мембраной и диском притягиваются к электромагниту; при этом якорь, нажимает на прерыватель и размыкает его контакты; электромагнит размагничивается. В результате этого якорь с мембраной и диском отходят от него, контакты прерывателя опять замыкают цепь тока и т. д. Вследствие вибрации мембраны возникает громкий звук, а наружный диск дополняет основной тон обертоном, делая звук более приятным. Электрозвуковой сигнал установлен на мотоцикле с помощью специальных пружинных пластин 1, влияющих на звук.
Для регулировки электросигнала имеется винт 2, расположенный на задней стороне корпуса. С помощью винта 2 изменяют положение прерывателя относительно мембраны. Вращая винт 2 в ту или иную сторону, получают наиболее громкое звучание сигнала при небольшом изменении его тона. Электрозвуковой сигнал переменного тока отличается от электрозвукового сигнала постоянного тока отсутствием прерывателя. Намагничивание и размагничивание электромагнита, а следовательно, и колебание мембраны происходят под воздействием переменного тока. Звук у этих сигналов более слабый.

ЭЛЕКТРОПРОВОДКА

Система электрооборудования мотоциклов однопроводная; вторым проводом служат металлические детали мотоцикла (масса). Некоторые участки цепей, например, фара — масса, задний фонарь— масса, генератор — реле — регулятор, имеют дополнительные провода для соединения с массой. На первом участке это необходимо для защиты шарикоподшипников рулевого стержня от электроэрозии вследствие большого тока, потребляемого двух-нитевой лампой, на втором — для увеличения надежности контакта, нарушающегося в результате коррозии деталей крепления заднего щитка, на третьем — для надежной работы реле-регулятора, очень чувствительного к ухудшению контакта с массой.
У отечественных мотоциклов с массой соединена минусовая или плюсовая клемма аккумуляторной батареи. У зарубежных мотоциклов с массой соединяются обычно минусовые клеммы. Постепенно отечественными заводами будет совершен переход на международный стандарт, и у всех наших мотоциклов минусовые клеммы будут соединены массой. При изменении полярности электропроводки мотоцикла (конечно, после соответствующего перемагничивания генератора) никаких нарушений нормальной работы его в течение длительного времени не обнаруживается. Только со временем может несколько быстрее нарушиться работа реле-регулятора из-за выгорания контактов. При соединении с массой минусовых клемм быстрее выгорает боковой электрод свечи, а корродирование деталей крепления аккумуляторной батареи замедляется. Во избежание выхода из строя основных приборов совершенно недопустимо несоблюдение принятой на данном мотоцикле полярности при установке аккумуляторной батареи, в особенности при системе электрооборудования с генератором переменного тока, селеновым выпрямителем и аккумуляторной батареей.
Электрические провода на мотоцикле надежно изолированы и дополнительно заключены отдельно или группами в предохранительные изоляционные трубки в тех местах, где на них может попасть бензин, масло и где возможно перетирание изоляции.

СТАРТЕР

Стартер представляет собой электродвигатель, который питается от аккумуляторной батареи. Стартер используется для проворачивания коленчатого вала при пуске двигателя.
Устройство стартера в основном подобно устройству генератора. Стартер состоит из тех же основных частей: корпуса с электромагнитами, якоря с коллектором и щетками и подшипников. Обмотка возбуждения стартера соединена через щетки с якорем последовательно (а не параллельно, как в генераторе) и называется сериесной. При проворачивании коленчатого вала прогретого двигателя шестивольтовый стартер потребляет ток примерно 60 а, а в цепи в первый момент пуска ток достигает 300 а.
Период большого возрастания тока длится доли секунды, а продолжительность работы стартера, необходимая для пуска двигателя, равна 2—4 сек, поэтому общий расход электроэнергии при пуске невелик. Для пуска двигателей небольшой мощности достаточна аккумуляторная батарея емкостью 30 а-ч. При 12-вольтовом электрооборудовании потребляемый ток и необходимая емкость батареи аккумуляторов меньше.
Для пропускания тока большей величины сериесная обмотка и обмотка якоря сделаны из плоской изолированной шины, а две пары щеток изготовлены из обладающего высокой проводимостью порошка с большим содержанием меди. Каждая пара щеток соединена параллельно.
Применяются стартеры обычного, автомобильного типа с якорем, установленным в корпусе на подшипниках, и стартеры, у которых якорь не имеет отдельных подшипников, а закреплен непосредственно на коленчатом валу двигателя. Для соединения якоря стартера первого типа с коленчатым валом двигателя необходим специальный механизм, с помощью которого повышается крутящий момент и осуществляется включение стартера. Механизм состоит из шестерни, совмещенной с механизмом свободного хода, и большой шестерни на маховике двигателя.
Отдельный стартер, а также генератор имеют большую массу. Поэтому для уменьшения массы электрооборудования и упрощения соединения якоря стартера с коленчатым валом двигателя на мотоциклах и мотороллерах применяется стартер, скомбинированный вместе с генератором, называемый династартером. Он устанавливается непосредственно на коленчатом валу двигателя. У династартера якорь большого диаметра, колоколообразного типа, обхватывает электромагниты возбуждения стартера снаружи и создает достаточно большое усилие, чтобы без промежуточной понижающей передачи проворачивать коленчатый вал двигателя.
Династартер ДС-1 мотороллера Т-200 имеет массивный якорь (рис. 128, а) с шинной обмоткой 2 и торцовым коллектором 1; снаружи на якоре установлен кулачок прерывателя 9 с центробежным регулятором опережения зажигания (у прежних моделей). Статор (рис. 128, б), закрепленный винтами на картере двигателя, состоит из двенадцати полюсов с катушками 4 и четырех соединенных попарно щеток 3. Шесть катушек прямоугольной формы, соединенные между собой последовательно, как показано на схеме (рис. 128, в), подключены через щетки к якорю последовательно и образуют сериесную обмотку 6 стартера. Шесть чередующихся с ними катушек трапециевидной формы, также соединенные последовательно, подключены через щетки к якорю параллельно и образуют шунтовую обмотку 8 генератора.
Крутящий момент стартера равен 2 кГ-м, потребляемый ток 120 а; мощность генератора 90 вт (0,33 л. с.).
Династартер рассчитан на совместную работу с реле-регулятором 5 типа РР-121, в котором, кроме обычных реле обратного тока и регулятора напряжения для генератора, имеется пусковое реле для дистанционного включения стартера ключом центрального переключателя 12 на распределительном щитке.

СПИДОМЕТР И ТАХОМЕТР

Спидометр мотоцикла (рис. 129) состоит из двух узлов: счетчика пройденного пути и указателя скорости.
В указателе скорости имеется вращающийся магнитный диск 3, проводимый во вращение гибким валом 1 от колеса мотоцикла или вторичного вала коробки передач. Магнитный диск расположен под алюминиевым колпаком-картушкой 4, легко поворачивающейся на оси. На общей оси 6 с картушкой закреплена стрелка указателя скорости. Картушка со стрелкой удерживается на нулевом положении шкалы спиральной пружиной 5 часового типа (волоском).
При вращении магнитного диска его силовые линии пересекают картушку и возбуждают в ней ток, который создает магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей диск увлекает за собой картушку, закручивая ее спиральную пружину 5. Чем быстрее вращается магнитный диск, тем с большей силой он увлекает за собой картушку со стрелкой, которая, перемещаясь по шкале, указывает скорость движения мотоцикла.
Счетное устройство 7 обычного типа состоит из счетных барабанчиков (с цифрами на ободе), свободно установленных на общей оси и связанных один с другим шестеренчатой передачей с отношением 1 : 10. Когда крайний правый барабанчик сделает один оборот, соседний барабанчик повернется на 0,1 оборота. Крайний правый барабанчик отсчитывает единицы километров, соседний — десятки и т. д. У некоторых спидометров крайний правый барабанчик с красными цифрами отсчитывает десятые доли километра. Счетное устройство приводится во вращение с помощью червячной передачи 8 от главного вала 2 спидометра.
По техническим условиям допускаются погрешности показаний указателя скорости. Например, у спидометра СП-8А они должны быть в следующих пределах:
Показания указателя скорости практически достаточно точны; однако не следует забывать, что при сравнении скорости двух мотоциклов, равной, например, 100 км/ч, разница в показаниях спидометров может составлять до 20 км/ч.
При приводе спидометра от коробки передач или заднего колеса дополнительно может увеличиться погрешность показаний вследствие проскальзывания шины относительно дороги; при приводе от переднего колеса показания будут более точными. Но в зимнее время привод переднего колеса иногда заклинивается вследствие замерзания попадающей в него воды.
Более удобными являются счетчики, которые, кроме общего пройденного количества километров, с помощью дополнительного счетного устройства показывают количество километров, пройденных, например, за день или один рейс. Дополнительное счетное устройство можно установить на нуль, нажав на кнопку или вращая специальную головку.
Тахометр — указатель числа оборотов в минуту коленчатого вала двигателя, имеющий привод от двигателя, устанавливаемый на спортивных мотоциклах, имеет такое же устройство, как и указатель скорости.

СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Схемы электрооборудования отечественных мотоциклов с генераторами постоянного тока показаны на рис. 130—133. На рис. 134, а показана схема электрооборудования мотоцикла Ява-250, а на рис, 134, б — мотоцикла Ява-350, прежнего выпуска с переключателем на щитке, расположенном на бензиновом баке. В настоящее время у мотоциклов Ява-350 переключатель расположен в фаре.
Цифры и буквы в схемах электрооборудования мотоциклов Ява-250 и Ява-350 обозначают: N — клемма лампы нейтрального положения коробки передач;

СИСТЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ С ГЕНЕРАТОРОМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Основное преимущество системы электрооборудования с генератором переменного тока по сравнению с системой электрооборудования с генератором постоянного тока и батарейным зажиганием заключается в том, что при этой системе не требуется устанавливать аккумуляторную батарею. Зажигание рабочей смеси осуществляется так же, как при зажигании от магнето. Лампы фары и заднего фонаря получают питание (только при работе двигателя) непосредственно от генератора, напряжение которого в приемлемых приделах стабилизируется. Система электрооборудования с генератором переменного тока более надежна, так как в ней упрощена проводка и отсутствует коллектор со щетками и реле регулятор. Кроме того, стоимость этой системы электрооборудовани несколько ниже.
В системах электрооборудования с генераторами переменного тока Г-38, Г-401 и Г401А, применяемых на мотоциклах «Ковровец-175А», «Ковровец-175Б», «Ковровец- 175В» (рис. 135) и мотоциклах М-103. И М-104, а также на мотороллере ВП-150, аккумуляторной батареи не имеется (но на мотороллере ее установка предусмотрена).
Генератор Г-401А переменного тока (рис. 136, а) с улучшенной электрической характеристикой аналогичен прежде выпускавшимся генераторам Г-401 и Г-38 (рис. 136, б). Ротор генераторов этого типа представляет собой восьмиполюсный магнит (рис. 136, в). В статоре (рис. 136, г) имеется обмотка из восьми катушек 5, надетых на башмаки восьми полюсов, расположенных внутри корпуса генератора. Обмотка состоит из двух независимо работающих цепей. У генераторов Г-401А и Г-401 четыре катушки обмотки образуют цепь, вырабатывающую электроэнергию для питания системы зажигания, а четыре другие катушки использованы для питания ламп и электрозвукового сигнала. У генератора Г-38 соответственно три катушки использованы для зажигания и пять катушек — для освещения. Магнитная система и обмотка статора обеспечивают стабилизацию напряжения в цепи освещения генератора, необходимую для питания шестивольтовых ламп.
У генератора Г-401 напряжение в цепи освещения с включенными дальним светом и задним фонарем при 2000 об/мин ротора составляет примерно 5,7 в; при 3000 об/мин — не ниже беи при 5000 об/мин — не выше 8 в. Для нормальной работы освещения необходимо, чтобы в фаре была установлена лампа 32—21 Вт, а в заднем фонаре — лампа 3 Вт. Кроме того, в фаре должно быть включено шунтирующее сопротивление.
При отсутствии одной из ламп усиливается накал второй лампы, что может привести к ее перегоранию.
Система зажигания работает следующим образом.
Часть обмотки статора, вырабатывающая электроэнергию для системы зажигания, одним концом соединена с массой, а вторым — с молоточком прерывателя и с первичной обмоткой катушки зажигания (см. рис. 135). Второй конец первичной обмотки катушки зажигания и наковальня прерывателя также соединены с массой. Конденсатор емкостью 0,17—0,3 мкф подключен, как обычно, к молоточку и к массе.
Катушка Б-50 предназначена для работы с генератором переменного тока и имеет первичную обмотку из тонкой проволоки, однако с генератором Г-401 лучше работает катушка зажигания КМ-01.
Когда контакты прерывателя сомкнут обмотка генератора, питающая катушку зажигания, и первичная обмотка катушки замкнуты накоротко на массу. Во время вращения ротора в обмотке генератора, замкнутой через контакты прерывателя на массу, возникает переменный ток. В тот момент, когда ток достигает наибольшей величины, контакты прерывателя размыкаются и в электрическую цепь обмотки генератора включается первичная обмотка катушки зажигания. Прохождение тока через нее сопровождается высокочастотными колебаниями напряжения, в результате чего во вторичной обмотке катушки индуктируется ток высокого напряжения, вызывающий образование искры в свече зажигания.
Схемы питания первичной обмотки катушки зажигания при данной схеме зажигания и обычном батарейном, зажигании, а также при зажигании от магнето, различны. Зажигание выключается при замыкании накоротко на массу первичной обмотки катушки зажигания (как и у магнето), что осуществляется с помощью выключателя, расположенного в фаре. У генератора переменного тока имеются приспособления для регулировки зазора в контактах прерывателя и опережения зажигания, а также для установки угла начала размыкания контактов (абрис). Зазор между контактами прерывателя 0,35—0,4 мм регулируют поворотом эксцентрика 1 (рис. 136) на небольшой угол при ослабленном винте 3. По окончании регулировки винт 3 закрепляют. Регулировку опережения зажигания осуществляют путем повертывания в требуемую сторону при ослабленных установочных винтах корпуса генератора на ушках 4.. Для установки угла начала размыкания контактов прерывателя на крышке генератора Г-401А имеется пластина, закрепленная винтами 2. У генератора Г-38 для осуществления этой регулировки сбоку крышки генератора имеются, отверстия с фиксирующими винтами 2. Отрегулированное положение на,заводе- изготовителе отмечено рисками, а винты 2 закрашены краской. В случае ослабления искры или нерегулярном ее появлении при исправном прерывателе необходимо проверить, не сместились ли установочные риски и не ослабли ли винты.
Приближенно правильную установку можно восстановить следующим способом. Надо вывернуть свечу из цилиндра и провод от нее установить на цилиндре с зазором примерно 5 мм. Затем вращая, как при пуске, коленчатый вал двигателя, нужно так установить пластину прерывателя (или крышку генератора Г-38), чтобы искра между проводом и массой была наиболее интенсивной.
Генераторы переменного тока хорошо работают только при правильном зазоре между контактами прерывателя, содержании контактов в чистите и т. д.
Генератор маховичного типа, который установлен на мотороллере ВП-150, имеет следующие особенности. В ободе маховика из алюминиевого сплава, служащего ротором, находятся шесть постоянных магнитов из сплава альниси с высокими магнитными свойствами. Кулачок зажигания сделан как одно целое со стальной ступицей маховика. На основании генератора (статоре) расположены три катушки с сердечниками, набранными из электротехнической стали, и прерыватель с конденсатором и фильцем для смазки. Одна из катушек вырабатывает электроэнергию для зажигания, а две другие, соединенные параллельно, предназначены для питания ламп и электрического сигнала и зарядки через выпрямитель аккумуляторной батареи.
Система зажигания с генератором переменного тока маховичного типа по схеме и работе аналогична системе зажигания с генератором Г-401А.
Стабилизация напряжения и необходимое для зарядки аккумуляторной батареи выпрямление вырабатываемого генератором переменного тока осуществляются комбинированным прибором — стабилизатором-выпрямителем (рис. 137).
Стабилизатор состоит из трансформатора, гасящего сопротивления 5, и конденсатора 6. Первичная обмотка 3 трансформатора имеет 98 витков провода диаметром 1,16 мм, вторичная обмотка 4 2100 витков провода диаметром 0,27 мм. Гасящее сопротивление (1,4 ом) сделано из нихромового провода диаметром 1,6 мм.
Емкость конденсатора 6 2 мкф, рабочее напряжение 200 в.
Обмотки катушек освещения генератора через первичную обмотку 3 трансформатора и сопротивление 5 соединены с массой. Вторичная обмотка трансформатора подключена к выводам конденсатора 6. Вследствие применения стабилизатора колебание напряжения генератора невелико, например, при движении в ночное время напряжение на лампах составляет не более 7,5 в, а при уменьшении числа оборотов маховика до 2000 в минуту — не менее 6 в.
Аккумуляторная батарея получает зарядный ток через селеновый выпрямитель, подключенный к цепи катушек освещения через балластное сопротивление 2 (0,3 ом), сделанное из нихромового провода диаметром 0,13 мм. Это сопротивление служит для ограничения зарядного тока.
Селеновый выпрямитель генератора переменного тока не только обеспечивает питание аккумуляторной батареи постоянным током, но и не допускает ее разрядки через генератор, т. е. служит реле обратного тока. Выпрямитель состоит из двух соединенных параллельно селеновых выпрямительных шайб 1. Клеммы 7 (на массу), 8 (к генератору) и 9 (к аккумуляторной батарее) предназначены для соединения с проводкой мотороллера.
Клемма «Минус» аккумуляторной батареи должна быть соединена с массой. При ошибочном включении на массу клеммы «Плюс» батареи в первую очередь выходят из строя генератор и селеновый выпрямитель.